Отзывы и предложения
Статьи

Какие вас могут подстерегать сюрпризы на СТО?

У каждого автолюбителя наступает момент, когда его «железному коню» требуется ремонт....
Как выбрать автомобильный компрессор

Сегодня попробуем разобраться как выбрать автокомпрессор, проанализируем их типы и...
Главная » Статьи » Запорожец ЗАЗ-965 – правда и вымысел

Запорожец ЗАЗ-965 – правда и вымысел

О старом «горбатом» Запорожце часто говорят, что он не отличается надежностью, неудобен в эксплуатации, и в его салон очень трудно втиснуться. Есть еще достаточно много нелестных эпитетов относительно ЗАЗ-965, существует целый сборник анекдотов про «Горбатого». Но так ли все на самом деле, с этим и предстоит нам разобраться.

Запорожец ЗАЗ-965

Тесный салон

Часто от автолюбителей можно слышать, что садясь в Запорожец, они подпирают головой потолок, и сидя на заднем диване вдвоем, пассажиры прижимаются локтями друг к другу. Следует отметить, что это явное преувеличение: салон автомобиля очень малого класса даже на 80 мм шире, чем у Москвича-408, хотя последний относится к классу второй малой группы. И еще оказывается, что 965-й на 15 мм выше 408-го Москвича, и пассажиры со средним ростом в Запорожце чувствуют себя вполне нормально.

Конечно, рослые люди не ощущают полный комфорт, но здесь следует учитывать, что все же ЗАЗ – не Волга. Тем не менее, двое мужчин нормальной комплекции на заднем диване размещаются относительно свободно, коленями в передние кресла практически не упираются. А водитель и пассажир, сидящие впереди, и вовсе имеют дополнительное пространство в ногах, но справедливости ради следует заметить, что педали управления несколько мелковаты, и с непривычки можно нечаянно промахнуться, нажав сразу тормоз и сцепление.

И еще все познается в сравнении – многие иностранные «одноклассники» обладают меньшим по размеру внутренним пространством. Так, например, салоны таких авто как Трабант, Рено 4 CV, NSU Prinz или Lloyd LP 600, заметно короче, и разница доходит даже до 10 сантиметров.

Слишком маленькие габариты

Опять же следует рассмотреть класс машины, ведь в своем «ранге» Запорожец не то что мал, а даже несколько великоват. Есть и менее солидные «братья» среди микроавтомобилей, например, «шестисотый» Фиат на 85 мм короче, на 15 мм уже и на 45 мм ниже «Горбатого». Также меньше по габаритам Morris Mini Minor или тот же NSU Prinz, но в советское время ЗАЗ-965 было сравнивать не с чем, так как иномарки в СССР по дорогам практически не ездили.

Безусловно, по сравнению с Победой или ЗиМом запорожский автомобиль казался «крошкой», другой машины такого класса в Советском Союзе больше не было (если не учитывать «инвалидку»). Но в наше время уже есть с чем сравнить – рядом с Матизом, Окой или Смартом ЗАЗ выглядит уже не таким и маленьким.

Слишком простой и ненадежный

В Советском Союзе велась политика, направленная на выпуск качественной продукции, улучшение благосостояние народа. Тогда не было такого понятия как «бюджетный вариант», все автомобильные узлы и агрегаты разрабатывались тщательно, на совесть. Ведь если хорошо присмотреться и задуматься, можно понять, что в Запорожце все было сделано добротно, а брака было немного. Например, кузовное железо у машины прочное и толстое, не то что на многих современных авто.

Torpedo-ZAZ-965

Это сейчас ЗАЗ-965 кажется примитивным и отстойным, но автомобилисты того времени так не считали. Многое в машине было сделано по современным технологиям, нужно обратить внимание на это:

  • не все зарубежные модели того времени могли похвастаться на малолитражке 4-цилиндровым мотором;
  • V-образный двигатель был продуман так, что мог удачно разместиться в компактном авто, а ведь ДВС был не слишком маленьким;
  • независимая подвеска для 60-70-х годов прошлого столетия – передовое решение, и это тоже говорит о том, что ЗАЗ является современным транспортным средством тех лет с хорошо продуманной конструкцией.

Правда, нельзя не отметить, что подвеска малолитражки жесткая, и по неровным дорогам, каких в России всегда было достаточно, «Горбатый» собирал все кочки. Зато пробить подвеску непросто, и еще с деталями проблем никогда не возникало. На Запорожец железки достать было проще, чем на ту же «Волгу» или «Жигули», можно было купить автозапчасти в Туле, Москве, Ленинграде, других городах. И еще один плюс – ЗАЗ ремонтировать просто, его ремонт нередко производился буквально в поле, и за работу брались даже студенты.

«Горбатый» в Советском Союзе оснащался предпусковым подогревателем, у него был очень неплохой дорожный просвет (175 мм), машина очень редко подводила автовладельцев в дороге. Слабые места у малолитражного авто, конечно, есть, но не стоит забывать, как нещадно иной раз ЗАЗ эксплуатировался.

Перегрев мотора

В среднем ресурс 30-сильного мотора составлял 30-35 тыс. км, но нередко в преждевременной «кончине» силового агрегата были виноваты сами собственники. Запорожец ездил по полям и грунтованной дороге в колхозах, а так как мотор оснащался воздушным охлаждением, от большой нагрузки перегревался. Чтобы движок не вышел из строя, нужно было заглушить мотор и дождаться, чтобы он остыл, но водители так делали далеко не всегда.

Еще беда для Запорожца заключалась в том, что часто машины эксплуатировались только летом, в жару, а ведь многие авто были далеко не новыми. То есть, если ЗАЗ уже по всем показателям отжил свое, его все равно заставляли «покорять вершины», причем, в тяжелых для техники условиях. Нужно отдать должное – кузов «Горбатого» не поддавался ржавчине, поэтому служил очень долго, и машины не сдавали в металлолом, продолжали ездить на них.

Еще беда заключалась в том, что автосервисов в СССР практически не было, машину ремонтировали все, кому не лень. Как можно вести речь о качестве, когда ремонт в основном проводился дилетантами? На движке нового Запорожца стояли воздуховоды, которые автовладельцы во время «капиталки» ДВС выбрасывали, считая их лишними, в результате охлаждение мотора было нарушено, и силовой агрегат постоянно грелся.

ЗАЗ-965 – копия иностранной малолитражки

По мнению многих, «Горбатый» является копией Фиат 600, но это не так, советский авто только похож на своего прототипа. Копирует ЗАЗ «итальянца» только по стилю, сами же формы существенно отличаются. «Начинка» 965-го и вовсе иная: у Запорожца мотор V-образный, у Фиата рядный, передние подвески тоже разные. Правда, есть у моделей общее: КПП с мостом объединены в одном узле, но такая конструкция уже раньше применялась на автомобиле Фольксваген Кафер. Так что еще вопрос, кто изначально занимался копированием.

Из всего вышесказанного делаем выводы – Запорожец модели 965 вовсе не так и плох, а в свое время был достаточно крутым авто. ЗАЗ может легко конкурировать с иномарками, ровесниками «Горбатого», и это можно доказать.